Комплексную задачу аудиторской компании и учебному центру СТЕК поставил крупный холдинг с разветвленной структурой. Необходимо было оценить каждого из сотрудников большой (60+ человек) бухгалтерской и налоговой службы на предмет профессиональной подготовленности к выполнению персонального рабочего функционала, наличия пробелов, требующих повышения квалификации, и перспектив кадрового роста. Поскольку предприятия холдинга расположены в основном за Уралом, всю работу необходимо было выполнить дистанционно.
Совместно с заказчиком было разработано техническое задание на выполнение работ в четыре этапа.
На первом этапе специально под заказчика разрабатывались оценочные материалы, исключительные права на которые передавались заказчику. Для этого мы знакомились со спецификой предприятия и со средним уровнем сотрудников, включая:
-
описание укрупненных должностных функций группы оцениваемых сотрудников, специфики их задач, обусловленной организационными и отраслевыми особенностями;
-
разделение оцениваемых сотрудников на группы со схожими должностными функциями;
-
формирование и утверждение перечня детализированных областей компетенций, на которые будут тестироваться каждая из групп и готовиться тестовые материалы;
-
утверждение схемы оценки (тестирования).
На этой основе для заказчика было подготовлено техническое задание на разработку тестовых материалов, с указанием перечня тестируемых компетенций, структуры, сложности и количества тестов по каждой из компетенций, а также формы их представления. После его утверждения разрабатывались собственно тестовые материалы в форме вопросов.
Каждый из них включал:
-
наименование компетенции, которой соответствует вопрос;
-
текст вопроса и вариантов ответа, включая один правильный и три неправильных;
-
ссылку на обоснование правильного ответа;
-
указание уровня сложности вопроса.
В рамках выполнения договора для заказчика было разработано около двухсот тестовых вопросов.
На втором этапе проводилась оценка и интерпретировались ее результаты.
Процедура оценки состояла из двух частей: проводимое единовременно для всех сотрудников тестирование и последующее личное собеседование с каждым.
Целью профессионального тестирования было определение актуальных профессионально-должностных возможностей, включая выделение сильных и слабых компетенций и направлений для обучения.
Техническая подготовка тестирования включала загрузку, отладку, проверку тестовых материалов в LMS Moodle, а организационная – предварительное предоставление тестируемым демоверсии программы тестирования и инструкции к ней для того, чтобы люди в ходе тестирования не отвлекались на второстепенные вопросы.
В интервью с нашей стороны участвовали специалист в профессиональной сфере деятельности оцениваемого и кадровик-психолог. В ходе интервью проводилась оценка:
-
потенциала работника - готовности меняться и развиваться, приобретать новые профессиональные навыки и знания;
-
мотивации к развитию – стремление приобретать новые знания и навыки;
-
открытости мышления – отсутствие в шаблонности и стереотипизации мышления;
-
целесообразности в обучении.
По итогам второго этапа по каждому оцениваемому был подготовлен отчет по утвержденной форме с оценкой:
-
профессионального уровня;
-
актуальных компетенций, способностей;
-
соответствия выполняемым функциям (должностям);
-
перспектив профессионального роста;
-
сильных и слабых сторон;
-
рекомендациями по обучению, повышению квалификации.
Третьим этапом было проведение обучения.
На основе статистической интерпретации результатов оценки и определения целей обучения все сотрудники бухгалтерской и налоговой службы заказчика были распределены на три группы. Для каждой группы по отдельной программе было проведено обучение 16-24 часов с использованием специально разработанного методического материала, включая инструменты итогового контроля результатов обучения.
На четвертом этапе после обновления тестовых вопросов не менее чем наполовину было проведено повторное тестирование. Заказчику были предоставлены отчеты о динамике компетенций по каждому из испытуемых.
Выполнение этого задания позволило поставить в холдинге работу по оценке компетенции действующих и вновь принимаемых на работу сотрудников, их повышению квалификации и служебному росту на правильную регулярную основу.
Аудиторская компания СТЕК проводит комплексную оценку компетентности финансового персонала в рамках аттестаций и тестирование при подборе кандидатов на финансовые позиции. Имеем ресурсы для разработки оценочных средств, проведения интервью с сотрудниками и организации последующего обучения и контроля результатов.

