С 01.01.2025 вступят в силу поправки в НК РФ, предусмотренные Федеральным законом от 12.07.2024 № 176-ФЗ, который предусматривает масштабные изменения в системе налогообложения (налоговая реформа). Изменения затронули:
- НДС и УСН:
- повысили пороговые значения критериев, которые влияют на возможность применения УСН, а также отменены повышенные ставки при применении УСН;
- при определенных показателях годового дохода плательщики УСН будут платить НДС. При этом у них будет выбор платить налог по пониженным ставкам без права на вычет или по общим ставкам с применением вычета НДС, эти и другие изменения.
- Страховые взносы:
- отдельным субъектам МСП снизить тариф для уплаты страховых взносов с 15 % до 7,6 %. Он будет применяться в отношении части выплат в пользу физлица, превышающих МРОТ.
- НДФЛ:
- введена пятиступенчатая шкала ставок НДФЛ от 13 до 22 % в зависимости от размера дохода;
- повышены стандартные вычеты на детей и предельный размер дохода, при достижении которого они перестают предоставляться.
- Изменения для ИТ-организации
- повышена ставка налога на прибыль;
- дополнен состав доходов от профильной деятельности для применения пониженной ставки страховых взносов.
- Налог на прибыль:
- повышена общая ставка налога на прибыль с 20 % до 25 %;
- по расходам на НИОКР и на права пользования российскими программами для ЭВМ увеличен повышающий коэффициент;
- введен федеральный инвестиционный вычет.
- Налоговый кодекс дополнен новой главой 33.1 «Туристический налог».
- Многократно повышены госпошлины.
Подробнее:
Организации и ИП на УСН освобождаются от уплаты НДС, если за прошлый год доход не превысил 60 млн руб. При подсчете лимита доходов ИП, совмещавший ОСН (или ЕСХН) и ПСН, должен учитывать доходы по обоим налоговым режимам. Так же следует поступить, если ИП применяет (применял) одновременно УСН и ПСН.
Для того чтобы получить освобождение от НДС, организация или ИП на УСН подавать в налоговую инспекцию уведомление не должны. Это относится и к вновь созданным организациям (вновь зарегистрированным ИП). Они освобождаются от исполнения обязанностей плательщика НДС с даты постановки на учет в налоговом органе.
Если в каком-то месяце налогового периода доход упрощенца превысит 60 млн руб., то он с 1-го числа следующего месяца теряет право на освобождение и должен исполнять обязанности плательщика НДС.
Остальные упрощенцы могут выбрать: платить НДС по общей ставке 20 % (10 %) либо перейти на пониженные ставки НДС 5 % или 7 %. Условия для льготных ставок НДС следующие:
- ставка НДС 5 % – применяется, если сумма доходов за прошлый год была в пределах 250 млн руб. или в течение года упрощенец начинает исполнять обязанности плательщика НДС (доходы превысили 60 млн руб.). Если в течение налогового периода доходы превысят 250 млн руб., право на ставку НДС 5 % утрачивается (с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором было превышение);
- ставка НДС 7 % – применяется, если сумма доходов за прошлый год была в пределах 450 млн руб. или в течение года упрощенец начинает исполнять обязанности плательщика НДС, или если доходы превысили 250 млн руб. (утрачено право на ставку НДС 5 %).
Применять льготные ставки налогоплательщик должен в течение не менее 12 последовательных налоговых периодов по НДС (36 месяцев).
Максимальные суммы доходов (250 млн руб. и 450 млн руб.) индексируются на коэффициент-дефлятор, установленный на текущий календарный год. В доход не включаются:
- положительная курсовая разница, указанная в п. 11 ст. 250 НК РФ;
- субсидии, признаваемые в порядке, установленном п. 4.1 ст. 271 НК РФ, при безвозмездной передаче имущества (имущественных прав) в государственную и (или) муниципальную собственность.
В то же время льготные ставки НДС 5 % и 7 % не применяются при ввозе товаров в РФ, а также в случае уплаты НДС налоговым агентом (например, при выплате дохода иностранной организации).
Налогоплательщики, использующие ставки НДС 5 % или 7 %, не применяют ставки НДС 20 %, 10 % и 0 % (за исключением некоторых операций, например, продажа товаров на экспорт, услуги международной перевозки).
Кроме того, плательщики НДС, применяющие ставки 5 % и 7 %, не могут исчислять налог с межценовой разницы при реализации:
- имущества, подлежащего учету по стоимости с учетом уплаченного НДС;
- сельскохозяйственной продукции и продуктов ее переработки, закупленной у физических лиц;
- приобретенных у физических лиц (не являющихся налогоплательщиками) для перепродажи отдельных видов электронной, бытовой техники по перечню, утверждаемому Правительством России, а также автомобилей и мотоциклов;
- при реализации автомобилей и мотоциклов, приобретенных для перепродажи.
Если в течение налогового периода сумма доходов превысит 450 млн руб., то налогоплательщик теряет право на применение УСН с начала того квартала, в котором было превышение, и должен платить НДС по ставке 20% (10).
Вычеты НДС
Предъявленные продавцом суммы НДС упрощенцы со ставками НДС 5 % или 7 % к вычету не принимают. Суммы налога учитываются в стоимости приобретенных товаров, работ, услуг.
Воспользоваться налоговыми вычетами по НДС организации (ИП) вправе, если уплачивают НДС по общей ставке 20 (10) %.
В отношении авансов от покупателей ситуация следующая.
При получении аванса налогоплательщик со ставкой НДС 5 % или 7 % должен исчислить и уплатить в бюджет НДС по расчетной ставке 5/105 или 7/107, выставив покупателю счет-фактуру (пп. 2 п. 1 ст. 167 НК РФ, п. 3 ст. 168 НК РФ). При отгрузке товаров, работ, услуг упрощенец может принять к вычету уплаченный с аванса НДС (п. 8 ст. 171 НК РФ, п. 6 ст. 172 НК РФ).
Также к вычету можно принять, в частности, уплаченный с полученного аванса НДС в случае изменения или расторжения договора и возврата аванса, а также уплаченный НДС при возврате товаров покупателем (отказа от работ, услуг) (п. 5 ст. 171 НК РФ).
Переходные правила при смене режимов
Для применения льготных ставок по НДС никаких уведомлений или заявлений налоговикам подавать не нужно. Налоговая увидит, что применяется особый порядок, из первой декларации по НДС, в которой будет отражена применяемая ставка налога 5 или 7%.
Если налогоплательщик до перехода на особый порядок уплаты НДС применял вычеты по товарам (работам, услугам, ОС и НМА) не использованным до перехода, обязан их восстановить в налоговом периоде, предшествующем переходу на указанный режим.
Восстановленные суммы НДС учитываются в составе прочих расходов в соответствии со ст.264 НК РФ.
Повышение лимита доходов для перехода на УСН
Организация вправе перейти на УСН с 2025 г., если по итогам 9 мес. 2024 г. сумма всех доходов, учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль не превысила 337,5 млн руб. При подсчете не учитываются следующие доходы:
- положительная курсовая разница, указанная в п. 11 ст. 250 НК РФ;
- субсидии, признаваемые в порядке, установленном п. 4.1 ст. 271 НК РФ, при безвозмездной передаче имущества (имущественных прав) в государственную и (или) муниципальную собственность.
Указанная сумма будет индексироваться на коэффициент-дефлятор, установленный не на следующий, а на текущий календарный год (то есть на год, предшествующий году перехода на УСН).
Повышение лимита доходов и ОС для работы на УСН
С 2025 года для УСН предельная возможная сумма доходов составит 450 млн руб. Эта сумма, позволяющая не утратить в течение года права на УСН. При этом уточняется, что лимит 450 млн руб. будет индексироваться на коэффициент-дефлятор, установленный на календарный год, в котором получены доходы.
С 2025 года увеличится с 150 млн руб. до 200 млн руб. лимит остаточной стоимости ОС, при которой организация вправе применять УСН.
Важное нововведение: величина 200 млн руб. будет индексироваться на коэффициент-дефлятор в том же порядке, что и максимально возможный доход при УСН.
Отмена повышенных налоговых ставок по УСН
Повышенные налоговые ставки по УСН (8 % и 20 %) с 2025 года отменяются. Таким образом, независимо от суммы дохода (в пределах 450 млн руб.), будут действовать базовые ставки 6 % ("доходы") или 15 % ("доходы минус расходы").
С 01.01.2025 появились новые категории плательщиков, применяющих пониженные тарифы взносов. Кроме того, для отдельных плательщиков продлен период применения пониженных тарифов.
Право на пониженный тариф взносов в размере 7,6 % получили субъекты малого и среднего предпринимательства, которые ведут деятельность в сфере обрабатывающего производства. Этот тариф (как и у других субъектов МСП) нужно применять к ежемесячной части выплат, которая превышает МРОТ, установленный с начала года.
Для применения пониженного тарифа необходимо одновременное соблюдение следующих требований:
- основным видом деятельности (отраженным в ЕГРЮЛ или ЕГРИП) является деятельность, включенная по ОКВЭД в раздел "Обрабатывающие производства" (кроме деятельности по производству напитков, табачных изделий, кокса и нефтепродуктов, металлургическому производству);
- по итогам года, предшествующего году перехода на уплату взносов по пониженному тарифу, а также по итогам отчетного (расчетного) периода в сумме всех доходов поступления от основного вида деятельности составляют не менее 70 %.
Применяемая система налогообложения значения не имеет. Доходы нужно будет определять следующим образом:
- организациями на общей системе налогообложения – по правилам, установленным для расчета налога на прибыль;
- организациями и ИП на УСН – по правилам, установленным для исчисления единого налога при УСН;
- ИП на общей системе налогообложения – по правилам, предусмотренным для целей расчета НДФЛ.
Если плательщик перестанет соответствовать какому-либо из перечисленных выше требований, потребуется пересчитать взносы по общему тарифу с начала календарного года.
Продлен период применения пониженных тарифов страховых взносов до окончания 2026 года включительно для некоммерческих организации на УСН и благотворительных организации на УСН (п. 2.2 ст. 427 НК РФ).
Ставки НДФЛ с 2025 года будут зависеть от вида дохода и его размера за год:
- 13 % — если доход до 2,4 млн руб. (включительно)
- 15 % — если доход свыше 2,4 млн и до 5 млн руб. (включительно)
- 18 % — если доход свыше 5 млн и до 20 млн руб. (включительно)
- 20 % — если доход свыше 20 млн и до 50 млн руб. (включительно)
- 22 % — если доход свыше 50 млн руб.
Такой порядок распространится на большинство доходов физлиц-резидентов (включая основную налоговую базу, то есть доходы по трудовым и гражданско-правовым договорам, выигрыши в азартных играх, лотереях и прибыль от контролируемых иностранных компаний), а также на доходы некоторых категорий нерезидентов (граждан ЕАЭС, ВКС, беженцев, переселенцев, иностранцев, работающих по патенту, а также работающих удаленно за границей РФ).
Доходы, облагаемые по пониженным ставкам
Для отдельных доходов резидентов остаются две ставки – 13 и 15 %:
- 13 % – если доход до 2,4 млн руб. (включительно)
- 15 % – если доход свыше 2,4 млн руб.
Это применяется к следующим доходам, полученным:
- от продажи имущества (кроме ценных бумаг) и долей в нем;
- в порядке дарения (кроме ценных бумаг);
- в виде страховых выплат по договорам страхования и выплат по пенсионному обеспечению;
- от долевого участия, в том числе в виде дивидендов;
- по операциям с цифровыми финансовыми активами и (или) цифровыми правами, включающими одновременно ЦФА и утилитарные цифровые права (кроме доходов, перечисленных ниже);
- по операциям с цифровыми финансовыми активами в виде выплат, не связанных с выкупом ЦФА, в случае, если решением о выпуске таких ЦФА предусмотрена выплата дохода в сумме, равной сумме дивидендов, полученных лицом, выпустившим такие ЦФА;
- по операциям с ценными бумагами и с производными финансовыми инструментами;
- по доходам от реализации долей участия в УК российских организаций, акций, облигаций, инвестиционных паёв при долгосрочном владении ими по п. 17.1 и п. 17.2-1 ст. 217 НК РФ.
При этом отдельные доходы резидендов будут облагаться по прежним ставкам:
- 13 % – если доход до 5 млн руб. (включительно)
- 15 % – если доход свыше 5 млн руб.
Речь идет о доходах:
- полученных в связи с участием в СВО или выполнением задач в период СВО на территории Украины, ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областей. Это следующие налогоплательщики – мобилизованные в ВС РФ, военнослужащие по контракту, служащие в войсках нацгвардии, СВФ МЧС России, ФСБ, сотрудники полиции (имеющие спецзвание), ОВД, Следственного комитета РФ, ФПС, уголовно-исполнительной системы РФ, органов принудительного исполнения РФ, а также прокуроры;
- в виде районных коэффициентов и процентных надбавок работающим (служащим) в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям, а также в других районах (местностях) с неблагоприятными (особыми) климатическими (экологическими) условиями. Иными словами, процентная надбавка и районный коэффициент будут облагаться по льготным ставкам (двухступенчатая шкала), а остальная часть заработной платы – по другим общим ставкам.
Стандартные вычеты
Увеличивается размер стандартного налогового вычета на второго и последующего ребенка, а также на ребенка-инвалида.
Ежемесячный вычет на второго ребенка составит в 2025 году 2800 руб., а вычет на третьего и последующего ребенка 6000 руб.
С 6000 руб. до 12 000 руб. вырастет вычет на ребенка-инвалида до 18 лет, а также на учащегося очной формы обучения, аспиранта, ординатора, интерна, студента в возрасте до 24 лет, если он является инвалидом I или II группы.
Повышено пороговое значение дохода, ограничивающее получение детского вычета. Детский вычет действует до месяца, в котором доход гражданина достиг 450 000 руб.
Вводится стандартный вычет в размере 18 000 руб. за налоговый период для лиц, выполнивших нормативы испытаний (тестов) комплекса "Готов к труду и обороне" (ГТО) и награжденных знаком отличия или подтвердивших этот знак. Условие получения вычета – прохождение диспансеризации в этом же году. Налоговый вычет может предоставить налоговый агент, если налогоплательщик обратился к нему. При этом вычет может быть предоставлен агентом единовременно в любой месяц налогового периода, но при условии, что прохождение ГТО и диспансеризация подтверждены документально.
НДФЛ с прибыли КИК
Предусмотрено увеличение НДФЛ, уплачиваемого гражданином в фиксированном размере с прибыли контролируемых иностранных компаний. За периоды с 2025 года фиксированная сумма прибыли устанавливается в размере:
- 27 990 000 руб. – если налогоплательщик является контролирующим лицом одной иностранной компании,
- 52 718 000 руб. – если налогоплательщик контролирует две иностранные компании;
- 52 718 000 руб. + 22 727 300 руб. за каждую последующую контролируемую иностранную компанию, начиная с третьей – если налогоплательщик контролирует более трех иностранных компаний;
- 1 208 999 900 – если налогоплательщик контролирует пять и более иностранных компаний.
В целях применения льготной ставки по налогу на прибыль, определено, что под собственными программами для ЭВМ, базами данных ИТ-организации понимаются программы, разработанные, адаптированные и (или) модифицированные самой ИТ-организацией либо лицом, входящим в одну группу лиц с данной организацией. При этом поправками в абзац 22 п. 1.15 ст. 284 НК РФ уточняется, что указанным лицом не может быть иностранная организация (за исключением организации, контролирующим лицом которой является российская организация или гражданин РФ) либо иностранный гражданин или лицо без гражданства. Изменения вступают в силу с 2025 года.
Применение пониженного тарифа взносов для ИТ- организаций
Организации, которые включены в реестр организаций, осуществляющих деятельность в сфере радиоэлектронной промышленности, платят взносы по пониженному тарифу при условии, что по итогам отчетного (расчетного) периода в сумме всех их доходов поступления от профильной деятельности составляет не менее 70 %. Поправками этот перечень дополнен.
С 2025 года в составе доходов от профильной деятельности можно будет учитывать доходы от реализации произведенного организацией оборудования, предназначенного для производства электронной компонентной базы (электронных модулей), электронной (радиоэлектронной) продукции. Перечень указанного оборудования утвердит Правительство России.
Повышение ставки налога на прибыль для ИТ-организаций
С 2025 года по 2030 год (включительно) ИТ-организации, которые имеют госаккредитацию, и у которых доля дохода от ИТ-деятельности в общем объеме поступлений по итогам отчетного (налогового) периода составляет не менее 70 %, ставка, по которой такие плательщики будут исчислять налог, составит:
- 5% – в отношении части налога, зачисляемого в федеральный бюджет;
- 0% – в отношении части налога, зачисляемого в бюджеты субъектов РФ.
При этом для ИТ-компаний, созданных в результате реорганизации, предусмотрены особенности применения указанной налоговой ставки.
С 01.01.2025 повышается общая ставка с 20 до 25 %. Ставка, налог по которой зачисляется в федеральный бюджет, увеличится до 8 %. При этом сумма налога, исчисленная по ставке 8 %, подлежит зачислению в бюджет только в 2025–2030 гг. В дальнейшем в федеральный бюджет будет поступать 7 %, а в бюджет субъекта РФ – 18 %.
Изменения в применении повышающих коэффициентов
Повышающий коэффициент 2 будет учитываться в следующих видах расходов:
- на приобретение основных средств (их сооружение, изготовление, доставку и доведение до состояния, пригодного для использования), которые включены в Реестр российской радиоэлектронной продукции, относятся к сфере искусственного интеллекта, включены в Перечень российского высокотехнологичного оборудования, при формировании первоначальной стоимости ОС (абз. 3 п. 1 ст. 257 НК РФ);
- на приобретение или создание амортизируемых нематериальных активов в виде исключительных прав на программы для ЭВМ и базы данных при формировании первоначальной стоимости таких НМА (абз. 13 п. 1 ст. 257 НК РФ);
- на НИОКР, названные в Перечне, утв. постановлением Правительства России от 24.12.2008 № 988 (п. 7 ст. 262 НК РФ);
- на приобретение права использования программ для ЭВМ и баз данных, которые включены в Единый реестр российских программ для ЭВМ и баз данных, относящихся к сфере искусственного интеллекта (пп. 26 п. 1 ст. 264 НК РФ).
Введен федеральный инвестиционный вычет
С 2025 года вводится федеральный инвестиционный вычет (ст. 286.2 НК РФ). Этот вычет позволит уменьшать сумму налога на прибыль (или авансового платежа по налогу), подлежащую зачислению в федеральный бюджет.
В федеральный инвестиционный вычет войдут затраты, составляющие первоначальную стоимость основных средств (ОС) и нематериальных активов (НМА), а также величину изменения первоначальной стоимости ОС и (или) НМА в случае их достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, технического перевооружения. При этом такой вычет не может превышать 50 % совокупности названных затрат.
Уменьшение налога (авансового платежа) производится в том периоде, в котором введены в эксплуатацию объекты ОС или НМА и (или) изменена их первоначальная стоимость. В результате сумма налога (авансового платежа) может быть уменьшена до нуля.
Если величина вычета превысит сумму налога (авансового платежа) к уплате, то разницу можно учесть в счет уплаты налога (авансового платежа) будущего периода.
Решение об использовании права на федеральный инвестиционный вычет организации необходимо закрепить в учетной политике.
Вычетом смогут воспользоваться также налогоплательщики, входящие в одну группу с лицом, которое произвело расходы на приобретение ОС или НМА (сооружение, изготовление, доставку, доведение до состояния, пригодного к использованию).
При этом не имеют права на федеральный вычет следующие организации:
- иностранные организации – налоговые резиденты РФ;
- организации, которые являются участниками соглашения о защите и поощрении капиталовложений;
- организации, осуществляющие добычу углеводородного сырья (нефть, газ, газовый конденсат, попутный газ);
- организации, осуществляющие производство подакцизных товаров (кроме легковых автомобилей, мотоциклов, подакцизного винограда, стали жидкой, этана, сжиженного углеводородного газа, нефтяного сырья, состоящего из газового конденсата стабильного и (или) сжиженного углеводородного газа).
Объекты ОС и НМА, в отношении которых организации воспользовались правом на федеральный инвестиционный вычет, не подлежат амортизации.
В случае выбытия (кроме ликвидации) ОС или НМА, в отношении которых налогоплательщик применил вычет, до истечения срока их полезного использования возникнут определенные налоговые последствия. Так, необходимо будет восстановить и перечислить в бюджет сумму налога, не уплаченную в связи с применением вычета, вместе с начисленными на нее пенями. Пени нужно рассчитать со дня, установленного для уплаты налога.
Если в рассматриваемой ситуации правом на вычет воспользовалась иная организация, которая входит в одну группу с налогоплательщиком, то последний обязан в течение 10 дней сообщить ей о выбытии ОС или НМА. В то же время о последствиях несообщения контрагенту такой информации в законопроекте не сказано.
Таким образом, принятым законом предусмотрены общие положения в отношении нового вычета. При этом Правительство России должно будет установить:
- категории и признаки налогоплательщиков, которые могут применять федеральный инвестиционный налоговый вычет;
- категории и признаки ОС и НМА, к которым применяется указанный вычет;
- порядок и условия применения федерального инвестиционного вычета;
- порядок определения величины федерального инвестиционного налогового вычета;
- условия отказа от вычета;
- виды нарушений, при наступлении которых организация обязана восстановить и уплатить сумму налога, которая не была уплачена в связи с применением вычета, а также пени.
НК РФ дополнен новой главой 33.1 "Туристический налог".
Туристический налог – это местный налог, который вводится нормативными правовыми актами (НПА) представительных органов муниципальных образований, федеральной территории "Сириус", законами Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя. В НПА о введении туристического налога власти определяют налоговую ставку (не выше предусмотренной в НК РФ), также ими могут быть установлены налоговые льготы, основания и порядок их применения налогоплательщиками. Введение этого налога является правом, а не обязанностью муниципалитетов.
Туристический налог не является доходом налогоплательщика, также его нельзя учитывать в расходах по налогу на прибыль (абз. 2 пп. 2 п. 1 ст. 248, п. 4 ст. 270 НК РФ).
Налогоплательщики и объект обложения
Плательщиками туристического налога являются организации и физлица (в т. ч. ИП), которые оказывают услуги по предоставлению мест для временного проживания физлиц в средствах размещения (гостиницы, хостелы и др.). При этом такое место размещения должно:
- принадлежать налогоплательщику на праве собственности или на ином законном основании,
- находиться на территории муниципального образования (на территории городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, на федеральной территории "Сириус"),
- быть включено в реестр классифицированных средств размещения, предусмотренный Федеральным законом от 24 ноября 1996 года № 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации".
Сумма минимального налога не может быть меньше 100 руб. за сутки проживания. Оплатить его необходимо ежеквартально (налоговый период – квартал) не позднее 28-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом. Туристический налог уплачивается в бюджет по месту нахождения средства размещения и перечисляется отдельно от ЕНП.
Налоговой базой для исчисления налога является стоимость услуги по временному проживанию без учета НДС.
При этом в налоговую базу не включается стоимость услуг, оказываемых отдельным категориям физлиц (при условии предоставления ими подтверждающих документов).
Налоговая декларация
Срок подачи декларации – не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом. Если налогоплательщик имеет средства размещения в нескольких муниципальных образованиях, он вправе выбрать ИФНС для подачи декларации на территории одного муниципального образования. В выбранную инспекцию не позднее 30 дней до срока представления декларации нужно однократно направить соответствующее уведомление. Форму, формат, порядок заполнения декларации и уведомления утвердит ФНС России.
В гл. 25.3 "Государственная пошлина" НК РФ многократно возрастут размеры госпошлин по делам, рассматриваемым Верховным Судом РФ, судами общей юрисдикции, мировыми судьями.
Линия консультаций
Аудиторская служба «СТЕК» предлагает организациям и частным лицам информационно-консультационное
сопровождение и разовые консультации в области бухгалтерского учета, налогообложения и хозяйственного
права.